Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 328 из 469

не будет содержать в себе еще каких-то наблюдающих и чувствующих гомункулусов, "ощущений" и т.п. Но это будет не просто эмпирия: шаг движения одновременно ведет (условно) и в идеальный континуум, в котором Божественный разум, и под эмпирию (или что станет лишь эмпирией и вопросом наблюдения). И отделить одно от другого, ухватить раздельно обе части этого шага невозможно: это один шаг, неделимый, направленный сразу и вверх, и вниз.

Для пояснения того, что случилось "под эмпирией", я приведу такую странную фразу Декарта. Декарт говорит о памяти - знакомый вам сюжет. (При этом я возьму не плеядовский текст, а перевод того времени с латыни на французский, это письмо к Арно от 29 июля 1648 г.; перевод старофранцузский предпочтительнее, потому что он сохранил оттенки движения декартовской мысли, которые отражаются в странностях фразы, а современный французский подчищен, и оттенки смысла, на мой взгляд, потерялись, хотя он и более элегантен.) Фраза звучит так: "Для воспоминания годятся не всякие следы того, что запоминается или потом вспоминается, не те, которые оставлены на "доске" нашего мозга, но только те, относительно которых ум имеет возможность узнать, что они - следы нового события, которое раньше не происходило, и что они не всегда в нас были. И это узнавание есть акт, для которого человек в самом начале (т.е. при первовосприятии запоминаемого. М. М.) должен воспользоваться чистым концепированием (conception pure)". Потому что "в предмете не может быть никаких телесных следов новизны этого предмета".

|< Пред. 326 327 328 329 330 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]