Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 361 из 469



Так, в этом потоке -обратите внимание - реализуются сами по себе правильные значения. Я не вижу, не помню, не думаю, но встретился и - бах, реализовалось!

Следовательно, то, что утверждает Декарт, это, конечно, постулат, смысл или пафос которого состоит в том, чтобы последовательно его выдерживать, потому что мы многого не знаем и, лишь придерживаясь этого постулата, можем избежать опасности. Я постулирую, что если сознание есть сознание сознания, то это вовсе не какое-то маленькое тело или образ, находящийся у меня в голове, или некое устройство, которое в любой момент реализует правильные значения. Декарт не случайно вводит понятие "врожденных идей" или континуальных свойств сознания и подчеркивает, что они реализуются только в момент, когда мы мыслим. Что если - движение, то оно по прямой, момент движения, а два момента - это уже реальное движение, и оно может идти по кривой и o.a. В тот момент, когда - мысль, то, во-первых, она везде, и, во-вторых, мы не можем этого не знать, не можем не видеть.

То, что я сейчас изложил, как раз и получило в философии форму декартовской мысли. Декарт избежал роковой опасности, он просто как упрямый осел твердил одно и то же. Его не понимают, а он продолжает свое. А Лейбниц, например, не обладал такой последовательностью, вернее, таким воинственным кавалерийским упрямством, каким обладал Декарт. (Кстати, кто же это сказал о нем? Один погибший в первую мировую войну крупный католический деятель и философ, известный, да - Шарль Пеги.

|< Пред. 359 360 361 362 363 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]