Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 383 из 469

и ровно в той мере, в какой тем самым выдерживается принцип, что сущность или смысл (значение) предмета непосредственно несет его же существование.

Это значит, что мы приходим к постулату, что, собственно говоря, нет какого-то образа, наблюдаемого нами, и еще какой-то его сущности в мире, которая была бы скрыта за этим образом. Сущность и есть существование, или несет существование - то, которое мы осознаем. В случае зрительного восприятия это означает, что Декарт, при объяснении ошибок восприятия, ставит их в прямую зависимость от способности отделить физическую объективную картину описания сетчатки от смысла, от сознания. Рассуждение 5-е в "Диоптрике" он начинает так: "Теперь вы вполне убедились, что для того, чтобы воспринимать ощущения, душа не нуждается в созерцании изображений, подобных предметам" (т.е. "палкой" соединено то, кто чувствуется, и то, что чувствует или сознает). И тут же добавляет: "Однако указанное обстоятельство не мешает тому, что рассматриваемые нами предметы отпечатывают достаточно совершенные изображения на дне глаза" И далее он описывает эти изображения или образы. Но описывает их как физическую картину, где "образ" (у Декарта-геометра) есть лишь геометрическое место точек проекции. То есть это нечто никакого отношения не имеет к психологическому смыслу или к смыслообразованию: пожалуйста - "образы"; конечно, они есть и отпечатаны на сетчатке, - давайте их описывать.

|< Пред. 381 382 383 384 385 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]