Размышления о Декарте :: Карт
Страница:
465 из 469
И второй тезис, связанный с первым: мир Декарта - это, конечно же, метафизический мир, указывающий на отсутствие полиции нравов или полиции страстей. Что действительно человеческое в нас лишь метафизическое. И поэтому он как бы говорит: да ну вас к Богу, с вашими восторгами и многозначительными минами по поводу разных обезьянств в человеке. Все эти духовные или одухотворяющие жесты, позы - все это обезьянство - без страстей, без того немногого, чем силен "мыслящий тростник", без движения в сознании, без сдвига, без чувственности и "живого представления". Уж лучше действительно животных смотреть в садах королей, чем на ваши многозначительные мины. Оставьте все ваши разговоры о борьбе междунизшим и высшим. Все это глупости, если я даже не знаю, было ли хоть одно существо до меня (т.е. не из идей, не из филиации идей). Если бы у вас была страсть, то открылись бы глаза на точку интенсивности. А так - только плоть. И, между прочим, он именно так и обращался к одному из своих оппонентов: Ма chair! То есть - о плоть моя... порождающая глупость. Плоть как механизм глупости. Не плоть страстей порождает глупость, а то, как мы понимаем, интерпретируем. То, как запутали все непониманием себя. Ну что ты говоришь, повторяет Декарт. О мое тело! Ну что за вздор!
И теперь я хотел бы вернуться к тому, о чем предупреждал в самом начале и к чему снова вышел.
|< Пред. 463 464 465 466 467 След. >|