Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 51 из 469

И, во-вторых, и в истории философии никто этого фактически не понимал, потому что в связи с Декартом это не обсуждается. А раз не обсуждается и не говорится, а написано всего много, то значит - просто непонятно. Я вместе с вами пытаюсь понять.

Итак, у Декарта существует - и нам это важно для понимания того, что я назвал основным его онтологическим переживанием, - так называемая теория дискретности времени. Причем она не имеет отношения к строго математической теории, потому что, согласно обычным математическим рассуждениям, мы ведь знаем, что время как таковое, абстрактное - гомогенно, однородно и непрерывно. Декарт же в своей теории дискретности времени имеет в виду содержательное время, и поэтому не нужно в его рассуждениях искать какую-то математическую ошибку. Вряд ли такой математик, как Декарт, мог допустить ее. Конечно, он понимал, что время гомогенно, что оно "течет", и мы не можем расставлять или выделять в нем какие-то привилегированные точки, а вот содержательное время - оно другое. В прошлый раз, обсуждая трехчленную формулу: мир, во-первых, нов, во-вторых, в нем есть место для меня, и, в-третьих, если я забуду то, что от меня, то не будет и ничего другого, будет хаос, - я обронил такую фразу: в мире, в котором для меня есть место. Бог не предшествует мне во времени. А ведь Бог создал человека, согласно тому же Декарту. Каким же образом создавший меня не предшествует мне во времени? Не понимаю... Я тоже не понимаю.

|< Пред. 49 50 51 52 53 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]