Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 65 из 469

То есть называние чего-то Богом есть проявление действия уже имеющейся во мне идеи Бога. Кстати, мимоходом Декарт тут же замечает: обычно считают, что нет дурной бесконечности, регресса или "прогресса в бесконечность" (поп datur progressus in infinitum). Ибо он-то считал, что в материальных вещах - и поэтому он был против атомистической гипотезы - такой прогресс, несомненно, возможен. Возможно деление до бесконечности, т.е. нигде не останавливающееся деление, в результате которого мы уходим в так называемую бесконечность, назад или вперед.

А теперь самое важное - в смысле накопления нашего словесного материала; подряд идут гениальные формулировки. Несколькими абзацами ниже Декарт говорит о воле, приписывая Богу предварительное безразличие. Бог не может заранее знать причины, в силу которой он выбрал бы то или иное. Ничто не предшествует его волевому установлению. "Я же как человек такого безразличия не имею, - пишет Декарт, - но в начальной точке я все равно должен придерживать свое суждение (т.е. проявить безразличие. - М. М.) и лишь потом, попав на какой-то путь, идти по нему со всей решительностью". Но где эта точка "попадания на путь"? Если предполагается, что с помощью воли мы не можем стремиться к чему-то, не зная или не представляя себе мысленно это "что-то". Ведь в этом смысле кажется, что знание или ментальное представление чего-то умом или разумом предшествует волевому стремлению. А Декарт пытается показать, что такого предшествования во времени между представлением и волей нет.

|< Пред. 63 64 65 66 67 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]