Размышления о Декарте :: Карт
Страница:
72 из 469
) И далее: мы понимаем, что, если Бог соизволил бы, чтобы "некоторые истины были необходимыми, это не означает, что он их необходимым образом пожелал, потому что это две совершенно разные вещи. Одна - желать, чтобы они были необходимыми, и вторая - необходимым образом их хотеть". (Я избегаю слова "вынужденным", потому что "вынужденный" имеет эмотивно-волевой, а не логический смысл, а я хочу сохранить логический, который содержит слово "необходимость".) Значит, одно дело сделать так, чтобы истины были необходимыми, и другое - необходимым образом их желать. А для этого их надо представлять как уже существующие, и, тем самым, существующие вне тебя. Но какой же тогда ты Бог, если у тебя есть что-то вне тебя самого? И дальше Декарт продолжает, пытаясь отклонить своего корреспондента от намерений понимать то, что вообще не надо стремиться понимать, потому что, по тавтологическому определению, понимание совершается в мире, где обнаружено и установлено существование "я мыслю". Он пишет ему, цитируя его же фразу: "Бог мог бы создать существо, которое не зависело от него". То есть корреспондент как бы ловит Декарта на его же собственном рассуждении. Декарт ведь утверждает полную свободу Бога, первичную, перед необходимым, перед законами, перед всем, что угодно. Это его глубокое убеждение, позиция: свобода Бога и человека, причем очень сложно понимаемая, над всякой необходимостью, законами и o.a. Хотя есть, конечно, и законы, и необходимость - об этом я уже говорил вам. Сейчас мне нужно подвести это к нашему вопросу о математике, которым я закончил прошлую беседу.
|< Пред. 70 71 72 73 74 След. >|