Размышления о Декарте :: Карт
Страница:
75 из 469
Акт видения един, а увиденное равно волеизъявлению творения. Значит, все - в целом и все целиком в настоящем. И, завершая это письмо, он поясняет, что мысль в этом измерении есть нечто, что нельзя делить и представлять себе делимым (т.е. фактически что мысль и есть измерение). Причем это определение мысли совпадает у него с определением бытия или воли. Поскольку, по всему смыслу философии Декарта, бытие есть акт, она позволяет одинаково пользоваться двумя выражениями, соотносимыми с мыслью: "полнота воли" или "бытие". Воли не может быть половина или четверть, она неделима. Кстати, так же, как и добродетель. Вы помните, конечно, старое вольтеровское изречение: добродетели не может быть половина, она или есть, или ее нет.
Итак, во всех этих рассуждениях мы находимся, как в лесу, в окружении особого рода словесных оборотов, слов с устойчиво специфическими временными наклонениями, а именно: "теперь, когда", "в момент, когда мыслю", "все время, пока вижу", "столь долго, сколько мыслю или пребываю в мысли", "когда случится помыслить, тогда", "каждый раз, когда". И это же будет наблюдаться в случае "врожденных" истин Декарта; мы к ним придем постепенно. А пока я ограничусь аналогией.
Напомню вам пассаж из физики Декарта, где он рассуждает о прямолинейном и неравномерном движении. Представим себе, что есть какая-то стихия, в древнем смысле этого слова, всепроникающая.
|< Пред. 73 74 75 76 77 След. >|