Размышления о Декарте   ::   Карт

Страница: 86 из 469

И в такой же мере это относится, например, к силлогическому выводу. Ведь как известно, силлогический вывод не делается сам собой. Есть, во-первых, вывод, а во-вторых, есть акт, когда этот вывод делается. И это - конечный акт. Но в то же время его конечность содержит в себе полноту, где все растянуто в настоящем, в интервал.

Для Декарта - это бесконечность. Я только что сказал: конечность, а теперь говорю; бесконечность, по принципу - причина там, где нет других причин. Бесконечность или актуальность. Слова "актуальность" и "бесконечность" Декарт употребляет как синонимы. Это чудовищно трудно разъяснить, потому что здесь как бы в один узел стянуты и завязаны все проблемы философии и математики. Попробуем в этом деле разобраться, хотя до конца мы не разберемся, конечно.

Декарт обсуждает эту проблему в связи с понятием "действующей причины". Или causer efficiens, отталкиваясь при этом от другой проблемы - соотношения так называемой формальной и объективной реальности, формального или актуального в объективной реальности наших представлений, формальная реальность - это реальность существования де-факто какого-нибудь события в мире или события мысли, но события актуального. В "Метафизических размышлениях" и в ответах на возражения по их поводу он обсуждает ее, во-первых, в связи с проблемой первопричины, во-вторых, в связи с вопросом, можно ли применять к Богу термин causa sui ("причина самого себя"), и, в-третьих, правомерно ли выражение, что Бог есть действующая причина самого себя.

|< Пред. 84 85 86 87 88 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]