Страница:
15 из 23
А Декарту нужно было получить чистый, абсолютный дух отделить духовные объекты от самого духа. И вот именно в этом сомнении в этом отрицании всего и вся декартовский дух и находит самого себя.
Итак декартовский дух существует и существует только благодаря сомнению во всём и вся, при помощи которого он отделяет себя не только от чувственных материальных объектов но и объектов духовных, и который и обнараживает себя в этом акте отделения как чистый абсолютный дух.
Но существует ли Декарт как живой чувствующий материальный человек. Существует ли связь между мышлением Декарта которое проявляется в Декартовском сомнении и бытиём Декарта как материального чувственного человека.
На этот вопрос сам Декарт отвечает так.
"Может ли мое бытие быть отличено или отделено от мышления? Если бы бытие было отлично от мышления, которое является неотделимым, неразрывным, единственно и исключительно, абсолютно тождественным со мной, то мое бытие также относилось бы к классу отделимого от меня, подверженного сомнению; для меня было бы недостоверно то, что представляет самое достоверное, самое несомненное; оно было бы отделимо от меня. Мышление есть единственный факт, которого я не могу ни отделить от себя, ни отмыслить. Таким образом, мое существование достоверно. Но поскольку? Постольку и пока я мыслю, ибо нет ничего невозможного в том, чтобы в момент, когда всякое мышление во мне прекращалось, я сам перестал существовать.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|