Страница:
16 из 23
Дух - независимо от тела, действительно существующая сущность".
(Meditationis Размышл. I и Princ(ipia philosophiae Принц. философии, I, 1-5 Цитируется по Истории Философии Людвиг Фейербах Т1 Стр 97 )
То есть с большими оговорками Декарт признаёт, что он Ренэ Декарт существует не только как чистый и абсолютный дух подвергающий всё сомнению, но и как чувствующий материальный человек ибо "Мышление есть единственный факт, которого я не могу ни отделить от себя, ни отмыслить. Таким образом, мое существование достоверно. Но поскольку? Постольку и пока я мыслю, ибо нет ничего невозможного в том, чтобы в момент, когда всякое мышление во мне прекращалось, я сам перестал существовать. Дух - независимо от тела, действительно существующая сущность"
Последовательно развивая свой последний тезис Декарт придёт к выводу что между
животным и человеком имеется непроходимая пропасть, что животные: львы, собаки, газели, лошади и т.д всего лишь автоматы, поскольку они не обладают духом как человек, который может подвергать всё сомнению, отделяя, уничтожая всё от себя в своём мышлении и тем самым обнаруживая себя как дух.
Тем самым он заложил целое направление в развитии науки о человеке, которое ныне зовётся картезианским. Раз между животными и человеком имеется непреодолимая пропасть. Раз происхождение человека нельзя объяснить причинно, то остаётся обратиться только к чуду. Это безусловно шаг назад великого философа.
Но не будем свысока и по сциентистки судить об этом с высоты сегодняшних знаний.
|< Пред. 14 15 16 17 18 След. >|