Страница:
8 из 54
Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но как и диалектика [имеет отношение ко всем областям], а также, что она полезна и что дело ее – не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения; то же можно заметить и относительно всех остальных искусств, ибо дело врачебного искусства, например, заключается не в том, чтобы делать [всякого человека] здоровым, но в том, чтобы, насколько возможно, приблизиться к этой цели, потому что вполне возможно хорошо лечить и таких людей, которые уже не могут выздороветь Кроме того очевидно, что к области одного и того же искусства относится изучение как действительно убедительного, так и кажущегося убедительным, подобно тому, как к области диалектики относится изучение как действительного, так и кажущегося силлогизма: человек делается софистом не в силу какой-нибудь особенной способности, а в силу намерения, с которым он пользуется своим дарованием. Впрочем, здесь [в риторике] имя ритора будет даваться сообразно как со знанием, так и с намерением [которое побуждает человека говорить]. Там же [в логике] софистом называется человек по своим намерениям, а диалектиком – не по своим намерениям, а по своим способностям.
Теперь попытаемся говорить уже о самом методе, – каким образом и с помощью чего мы можем достигать поставленной цели. Итак, определив снова, как и в начале, что такое риторика, перейдем к дальнейшему изложению.
*ГЛАВА II*
Место риторики среди других наук и искусств –Технические и нетехнические способы убеждения. – Три вида технических способов убеждения.
– Риторика –отрасль диалектики и политики. – Пример и энтимема. –Анализ убедительного. – Вопросы, которыми занимается риторика. – Из чего выводятся энтимемы? –Определение вероятного. – Виды признаков. – Пример –риторическое наведение. – Общие места (tottoi) и частные энтимемы (?(5п).
Итак, определим риторику, как возможность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.
|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|