Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин. Комментарий   ::   Лотман Юрий Михайлович

Страница: 107 из 140

"Шик мазурки состоит в том, что кавалер даму беретсебе на грудь, тут же ударяя себя пяткой в centre de gravite [франц. – центр тяжести] ( чтобы не сказать задница ), летит на другой конец зала и говорит: «Мазуречка, пане», а дама ему: «Мазуречка, пан» <...>Тогда неслись попарно, а не танцевали спокойно, как теперь" (Смирнова-Россет. С. 119). В пределах мазурки существовало несколько резко выраженных стилей. Отличие между столицей и провинцией выражалось в противопоставлении «изысканного» и «бравурного» исполнения мазурки:

Мазурка раздалась.

Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале все дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам

(5, XLII, 1-7).

«Когда появились подковки и высокие подборы у сапогов, делая шаги, немилосердно стали стучать, так, что, когда в одном публичном собрании, где находилось слишком двести молодых людей мужского пола, заиграла музыка мазурку <...>подняли такую стукотню, что и музыку заглушили»



(Правила... С. 83).



Но существовало и другое противопоставление. Старая «французская» манера исполнения мазурки требовала от кавалера легкости прыжков (ср.: «Легко мазурку танцевал» – 1, IV, 11), так называемых антрша . Антрша (или «антреша»), по пояснению одного танцевального справочника, «говорится о скачке, в котором нога об ногу ударяется три раза в то время, как тело бывает в воздухе» ( Компан Ш. Танцевальный словарь... М., 1790. С. 182).

|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]