Русский анархизм и евреи. XIX-XX век   ::   Гончарок Моше

Страница: 6 из 163

В плане "возвращения к земле" Кропоткин очень интересовался устройством еврейских земледельческих поселений в Палестине и следил за опытом приобщения к сельскохозяйственному труду еврейских эмигрантов из Российской империи. По крайней мере, в одной из своих статей по еврейскому вопросу он говорит об "анархическом сионизме" и утверждает, что идея строительства свободного общества на земле предков - идея в высшей степени благородная. Возможно, такой подход к еврейскому вопросу связан с многолетним знакомством Кропоткина с еврейскими кругами эмигрантов, прибывавших в 80-х годах прошлого века в Лондон, где опальный князь проживал. Наверняка пониманию специфики еврейской истории и образа жизни помогла совместная жизнь с его верной подругой - Софьей Рабинович, целью жизни своей еще в юности поставившей освобождение своего задавленного царизмом народа. Дочь российского революционера, имевшего партийную кличку "Ананьев", она росла до семнадцати лет в томской ссылке, откуда с трудом вырвалась в Европу, где и повстречалась со своим будущим мужем.

Таковы, вкратце, два подхода к решению еврейской проблемы со стороны российского анархизма: от требования ассимиляции до признания возможности устройства еврейством национального очага на своей земле. И у той, и у другой точки зрения были свои сторонники и оппоненты. Сходились различные анархистские фракции в одном - в отношении к антисемитизму.

Среди евреев-анархистов были приверженцы и подхода Л.Черного, и П.А. Кропоткина.

|< Пред. 4 5 6 7 8 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]