Страница:
296 из 311
Трещина, протянувшаяся от края до края, стала бездной, разделившей древний мир, из которого родился мир новый. Все надо было начинать заново, все было необходимо переделать; могло бы показаться, что Господь непогрешимый ошибся, но то тут то там, подобно маякам, вспыхнувшим от его света, стали появляться те, в ком люди признали великих предтечей, зовущихся Моисеем, Эсхилом, Платоном, Сократом, Вергилием и Сенекой.
Идеей явилось еще до Иисуса Христа его древнее имя:
"Цивилизация"; уже после Христа его современным именем стало "Свобода". В языческом мире свобода была не нужна цивилизации: возьмите Индию, Египет, Аравию, Персию, Грецию, Рим... В христианском мире без свободы нет цивилизации:
вспомните падение Рима, Карфагена, Гренады и рождение Ватикана.
- Сын мой! Неужели Ватикан - храм Свободы? - усомнился Сарранти.
- Был, во всяком случае до Григория Седьмого... Ах, отец!
Тут снова необходимо различать человека и идею! Идея, ускользающая из рук папы, переходит в руки короЛя Людовика Толстого, положившего конец делу, начатому Григорием Седьмым.
Франция явилась продолжением Рима, именно во Франции впервые зарождается слово "коммуна". Именно во Франции, где только формируется язык, где скоро будет покончено с рабством, будут отныне решаться судьбы мира! Рим владеет лишь телом Христа - во Франции живет его слово, его душа - идея! Вспомните, как она проявляется в слове "коммуна"...
|< Пред. 294 295 296 297 298 След. >|