Страница:
299 из 311
И вот встал Наполеон, заключавший в себе оба начала - народное и аристократическое, - перед этой сумасшедшей свободой, которую нужно было прежде усмирить, а потом уж вылечить. Бонапарт шел позади идеи во Франции, но опережал идеи других народов.
Короли увидели в нем то, что он собой представлял; короли бывают порой слепы: безумцы затеяли с ним войну.
Тогда Бонапарт - человек идеи - взял у Франции самых чистых, умных, передовых ее сынов, сформировал из них священные батальоны и разослал их по Европе. Повсюду эти батальоны идеи несут смерть королям и спасение народам. Повсюду, где бы ни прошло французское сознание, свобода следом делает гигантский шаг, разбрасывая революции, как сеятель бросает зерна.
Наполеон пал в тысяча восемьсот пятнадцатом году, однако семена, брошенные им на некоторых землях, уже дали хорошие всходы. Так, в тысяча восемьсот восемнадцатом году - вспоминайте, отец! - великие герцогства Бадена и Баварии требуют конституции и добиваются своего; в тысяча восемьсот двадцатом - революция и принятие конституции испанским и португальским кортесами; в том же тысяча восемьсот двадцатом году революция и принятие конституции в Неаполе и Пьемонте; в тысяча восемьсот двадцать первом - восстание греков против турецкого ига; в двадцать третьем - закон о собраниях земских чинов в Пруссии.
|< Пред. 297 298 299 300 301 След. >|