Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 183 из 566

У якутов посреди спины кафтана, среди висящих колец, представляющих «солнце», находится просверленный кружок; согласно Серошевскому, [455] он называется "отверстием солнца" (ойбон кюнгете), но обычно считается, что он представляет Землю с ее центральным отверстием, через которое шаман попадает в Преисподнюю. [456] На спине находятся также полумесяц и железная цепь, символ силы и выносливости шамана. [457] Как утверждают шаманы, железные бляхи служат для защиты от ударов злых духов. Бахрома, пришитая к меху, представляет перья. [458]

Красивый наряд якутского шамана, как утверждает Серошевский, [459] должен содержать от 30 до 40 фунтов металлических украшений. В значительной мере шум, вызванный этими украшениями, превращает танец шамана в адскую сарабанду. Эти металлические предметы имеют свою «душу», они не ржавеют. "Вдоль руки они уложены в виде прутов, изображающих кости этой руки (табитала). По сторонам грудной клетки пришиты маленькие бляшки, изображающие ребра (ойогос тимир); несколько выше большие округлые бляшки представляют женские груди, печень, сердце и другие внутренние органы. Часто пришиваются также изображения священных животных и птиц. Вешается еще маленький металлический эмегет ("дух бешенства") в форме маленькой лодки с человечком. [460]

У северных и забайкальских тунгусов преобладают два рода нарядов: один изображает утку, другой — оленя. [461] Резные концы палок напоминают голову коня. На спине кафтана висят ленточки шириной 10 см и длиной 1 м, называемые кулин, "башня". [462] «Кони», как и «змеи», используются в шаманских путешествиях в Ад. По мнению Широкогорова, [463] железные предметы — «луна», "солнце", «звезды» и т. п. — тунгусы заимствовали у якутов.

|< Пред. 181 182 183 184 185 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]