Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 190 из 566

[489] Некоторые телеутские шаманы делают свой колпак из шкуры (чучела) коричневой совы, оставляя крылья, а иногда и голову для украшения. [490]



Орнитологическая символика



Понятно, что украшенный всем этим шаманский наряд как бы наделяет шамана новым, магическим телом в облике животного. Три главных типа — птица, олень и медведь, но особенно птица. Мы еще вернемся к значению тел в облике северного оленя и медведя. А пока что займемся орнитологическим нарядом. [491] Птичьи перья мы встречаем почти во всех описаниях шаманских нарядов. Более того, сама структура наряда стремится как можно более точно наследовать форму птицы. Алтайские шаманы, шаманы минусинских татар, телеутов, сойотов и карагасов стараются сделать свой наряд похожим на сову. [492] Сойотский наряд можно даже считать вполне совершенной орнитофанией (птицеявлением). [493] Наследуемой птицей чаще всего бывает орел. [494] У гольдов также преобладает наряд в форме птицы. [495] То же самое можно сказать и о сибирских народах, живущих далее на север, таких как долганы, якуты и тунгусы. У юкагиров наряд украшен перьями. [496] Ботинок тунгусского шамана имитирует птичью лапу. [497] Наиболее сложную форму орнитологического наряда мы встречаем у якутских шаманов; их наряд представляет целый скелет птицы, изготовленный из железа. [498] Вообще, согласно тому же автору, центром распространения наряда в форме птицы, по-видимому, является регион, в настоящее время населенный якутами.

|< Пред. 188 189 190 191 192 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]