Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 208 из 566

[564] Согласно Менхен-Хельфену, бубен сойотского шамана считается конем и называется хамын ат, дословно "конь шамана", [565] а если шкура содрана с козла — "козлом шамана" (карагасы, сойоты). Якутские легенды подробно рассказывают о том, как шаман с помощью своего бубна пролетает через семь небес. "Я путешествую на диком козле!" — поют шаманы карагасов (тофаларов) и сойотов. В некоторых монгольских племенах шаманский бубен называется "черный олень". [566] Палка, которой бьют в бубен, у алтайцев получила название "кнута". [567] Чудесная скорость является одним из признаков тальтоса, венгерского шамана. [568] Однажды тальтос "сел на камышину и поехал галопом и прибыл к цели раньше, чем всадник". [569] Все эти верования, представления и символы, связанные с «полетом» "конной ездой" или «быстротой» шаманов, являются образными выражениями экстаза — мистических путешествий, предпринятых с помощью сверхчеловеческих средств, в места, недоступные простым смертным.

Идею экстатического путешествия мы встречаем и в названии, которое шаманы юраков из тундры дают своему бубну: лук, или поющий лук. Согласно Летисало и Харве, [570] изначально бубен использовался для изгнания злых духов, но для этого мог служить также и лук. Безусловно, бубен иногда используется для изгнания злых духов, [571] но в таких случаях его специальное применение забыто и мы имеем дело с "магией шума", посредством которой изгоняют демонов. Такие примеры модификации функции довольно часты в истории религий.

|< Пред. 206 207 208 209 210 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]