Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 343 из 566

Если я захочу кого-либо убить, то мне достаточно протянуть рукуи коснуться его, чтобы он умер. Мое могущество равно могуществу Бога". [952]

Возможно, это эйфорическое сознание всемогущества связано с инициационными смертью и воскресением. Во всяком случае, магико-целительские возможности, которыми обладает североамериканский шаман, вовсе не исчерпывают ни экстатических, ни магических его способностей. Можно предположить, что современные тайные общества и мистические секты в значительной части овладели экстатической деятельностью, присущей некогда шаманизму; вспомним, например, экстатические путешествия на Небеса основателей и пророков недавних мистических движений, о которых мы уже упоминали и которые морфологически относятся к сфере шаманизма. Что касается шаманистической идеологии, то она глубоко проникла в отдельные области североамериканской мифологии [953] и фольклора, особенно там, где это связано с загробной жизнью и путешествиями в Преисподнюю.



Шаманский сеанс



Вызванный к больному шаман пытается прежде всего выяснить причину болезни. Различаются два основных типа болезней: те, которые возникают из-за внедрения болезнетворного предмета, и те, которые обусловлены "потерей души". [954] Лечение принципиально различное в зависимости от гипотезы: в первом случае речь идет об устранении причины болезни, во втором же — о нахождении и возвращении беглой души больного. В последнем случае шаман, несомненно, необходим, так как только он может увидеть и поймать душу.

|< Пред. 341 342 343 344 345 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]