Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 448 из 566

Под Мостом Чинват открывается отверстие Ада: [1241] традицияпредставляет его как "продолжение Эльбруса". [1242]

Перед нами «классическая» космологическая схема трех космических областей, соединенных центральной осью (Колонна, Древо, Мост и т. д.). Шаманы свободно передвигаются между тремя зонами; умершие должны пройти через мост во время своего путешествия в потусторонний мир. Этот погребальный мотив мы неоднократно встречали и еще не раз встретим. В иранской традиции (по крайней мере в той форме, которая сохранилась после реформы Заратустры) существенным является то, что во время перехода души через мост происходит своеобразная битва между демонами, которые пытаются сбросить ее в Ад, и препятствующими им духами-покровителями (которых для этого призывают родственники умершего): это Аристат, "проводник земных и небесных существ", и добрый Вайу. [1243] На мосту Вайу поддерживает души набожных людей; души мертвых также приходят на помощь. [1244] Функция проводника душ, которую выполняет Вайу, может отражать «шаманскую» идеологию.

В Гатхах трижды упоминается этот переход через Мост Чинват. [1245] В двух первых фрагментах Заратустра, согласно интерпретации Ниберга, [1246] говорит о себе как о проводнике душ: те, кто соединился с ним в экстазе, легко пройдут через мост; безбожники, его противники, навсегда останутся "жителями дома Зла". Мост служит, по существу, не только переходом для умерших; он является, кроме того, — и мы неоднократно встречали его в этом значении — дорогой экстатиков.

|< Пред. 446 447 448 449 450 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]