Шаманизм. Архаические техники экстаза   ::   Элиаде Мирча

Страница: 455 из 566

[1268] Жертвенный столб становится чем-то вроде космической опоры: "Вознесись, о ванаспати (Господин леса), на верхушку Земли!" — призывает его Ригведа. [1269] "Своей верхушкой ты подпираешь Небо, серединой наполняешь Атмосферу, корнями укрепляешь Землю". [1270]

По этой космической опоре жрец поднимается на Небо, сам или со своей женой. Приставляя лестницу к столбу, он обращается к жене: "Поднимемся на Небо!.." Жена отвечает ему: "Идем!" Этими ритуальными фразами они обмениваются три раза. [1271] Достигнув верхушки, жрец касается небосвода, разводит руки (как птица крылья!) и кричит: "Я достиг Неба, боги, я стал бессмертным!" [1272] "Воистину, приносящий жертву сам себе создает лестницу и мост, чтобы достичь небесного мира". [1273]

Жертвенный столб является Axis Mundi — Осью Мира, и как древние народы высылали жертвы в небо через дымовое отверстие или центральный столб жилища, так ведическая юпа была "колесницей жертвы". [1274] К ней обращали молитвы такого рода: "О Древо, позволь жертве идти к богам"; [1275] "О Древо, пусть эта жертва направится к богам". [1276]

Мы также помним орнитологическую символику шаманского наряда и многочисленные примеры магического полета у сибирских шаманов. Подобные идеи встречаются и в Древней Индии: "Жрец, став птицей, возносится в небесный мир", утверждает Pancavimca Brahmana. [1277] Во многих текстах упоминается о неких крыльях, которые необходимы для того, чтобы достичь верхушки Древа, [1278] о "гусе, жилище которого находится в луче света", [1279] о жертвенном коне, в облике птицы возносящем жреца на самое небо, [1280] и т. п..

|< Пред. 453 454 455 456 457 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]