Шаманизм. Архаические техники экстаза :: Элиаде Мирча
Страница:
57 из 566
Его поведение напоминает, впрочем, первые признаки мистического призвания — одинаковые во всех религиях и достаточно известные, чтобы здесь на них не останавливаться.
Но есть и такие «болезни», припадки, сны и галлюцинации, которые сразу же решают вопрос будущей карьеры шамана. Для нас не слишком важно, был ли такой патогенный экстаз реальным переживанием, плодом воображения или просто последующим обогащением фольклорных легенд, которые в итоге вошли в рамки традиционной шаманской мифологии. Принципиальным нам кажется практическое доверие к этим переживаниям, тот факт, что они узаконивают призвание и магико-религиозную силу шамана, что именно на них ссылаются как на единственно возможное обоснование радикальных изменений религиозного порядка.
Например, якутский шаман Софрон Затеев утверждает, что будущий шаман обычно «умирает» и в течение трех дней лежит в юрте без воды и питья. В прежние времена в таких случаях трижды проводили церемонию «расчленения». Другой шаман, Петр Иванов, более подробно рассказывает об этой церемонии: части тела кандидата отрываются и раздираются железным крючком; кости очищаются, жидкости выпускаются из тела, а глаза вырываются из орбит. После этой процедуры все кости собираются и скрепляются железом. Согласно словам другого шамана, Тимофея Романова, церемония расчленения длится от 3 до 7 дней; [95] в это время кандидат, как мертвый, почти не дышит, оставаясь в уединенном месте.
|< Пред. 55 56 57 58 59 След. >|