Шесть систем Ведической философии :: Свами Сухотрой
Страница:
35 из 62
Философия Санкхйи, Нонтеистический дуализм Некоторые считают философию Санкхью древнейшей среди всех философских школ; она была систематизирована одним древним мыслителем по имени Капила (не путать с Девахути-путрой Капилой из "Шримад-Бхагаватам", чья система Санкхйи не исключает Бога). Первая работа по нонтеистической Санкхйе, Санкхйа Сутра, по традиции приписывается Капиле, но данный вариант не является изначально его работой. Так что Санкхйа-карика, Ишваракришны, это, фактически, самый ранний доступный текст Санкхйи. Наиболее известные комментарии: Бхасйа - Гаудапады, Таттва-каумуди - Вачаспати Мишры, Санкхйа - Вигйанабхикшу, Прачанбхасйа и Матхаравритти - Матхары. Темы, которые обычно рассматривает Капила, Ишваракришна и другие комментаторы Санкхйи - теория причинности, представление о Пракрити (несознающей первопричине) и Пуруше (сознающей первопричине), развитие мира, концепция освобождения и теория знания. Специфическая особенность Санкхйи - это суммирование всех философий Нйайи и элементов действительности Вайшешики, - кроме Ишвары, Бога, который просто исключен из системы, - в два фундаментальных принципа: Пурушу и Пракрити. Ниришвара Санкхйа (нонтеистическая Санкхйа) является поэтому дуалистической философией. Тот, кто постоянно все больше и больше проявляет жадность, забывает, что невозможно есть больше чем может вместить желудок или носить одежду в большем количестве, чем требует тело.
|< Пред. 33 34 35 36 37 След. >|