Символ и сознание (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке) :: Мамардашвили М К
Страница:
195 из 238
Но как классический ученый догейзенберговского периода, он не понимал, что сама интерпретация объекта как символа предполагает, что у них (то есть у интерпретации и у символа) одна природа - природа сознания. А для него осознание наблюдателя всегда было противопоставлено бессознательной натурности наблюдаемых объектов (как, по существу, и у Маркса). Замечательно, что именно Ницше, решительно уйдя от гносеологической проблематики новой европейской философии, фактически установил дихотомию "энергетика бессознательного - рефлексия сознательного"". Установив эту дихотомию (которая в конце XIX века уже прочно вошла в "культурный комплекс" не только германской, но и русской культуры), он не мог предвидеть, что многие психологи следующего поколения будут видеть в психологическом факте (практически в любом!) повод и основание для вопроса: "Что это? Стихия или рефлексия?" Перед Фрейдом этот вопрос не стоял - все уже было стихией***. Стихией, спрятанной в онтогенезе личности, либо в генезисе культуры, либо, наконец, в филогенезе человека****. Но чем же здесь будут симво- --------------------------------------* Поэтому символы у Фрейда имели "значение", но не имели "смысла". Отсюда же - отражение ими прежде всего негативных аспектов инстинктивной жизни или самой этой жизни как негативного. ** Что, разумеется, предполагало отсутствие самосознания у энергетического начала и энергетики - у сознательного. *** В этом, как и во многом другом, у него сказался "рефлекс наивного биологизма". **** Отсюда - безумные исторические экстраполяции, как в "Тотеме и табу".
|< Пред. 193 194 195 196 197 След. >|