Словарь по психоанализу :: Лапланш Ж.
Страница:
168 из 237
Остается открытым вопрос о двух разновидностях связывания: одна, издавна признанная, соотнесена с понятием Я, другая более близка к законам, которые управляют бессознательным желанием и упорядочивают фантазии, или, иначе, к законам первичного процесса: свободная энергия в психоанализе – это не мощная разрядка возбуждений, но обмен энергией, распространяющейся по цепям представлений вследствие ассоциативных связей между ними.
III. Наконец, в последней теории влечений связывание становится главным признаком влечений к жизни в противоположность влечениям к смерти: «Эрос – это связь; цель его – создавать и сохранять все более крупные единства, тогда как цель влечения к смерти, наоборот, в том, чтобы разрывать связи и тем самым разрушать предметы» (3).
В последнем изложении фрейдовской теории инстанция Я и подвластная ей энергия влечений располагаются на стороне влечений к жизни: эта энергия «по-прежнему выполняет главную задачу Эроса – объединение и связывание – и тем самым помогает установлению единств или содействует стремлению к единству, характерному для Я (4).
Таким образом, психоаналитическая проблематика связывания может быть развита в трех подсказанных смыслом данного понятия направлениях: это мысль об отношении между несколькими терминами, связанными ассоциативной цепью (Verbindung); это мысль о внутренне цельной совокупности, о форме, определяемой границами, рубежами (ср, англ, слово boundary, корень которого – bind), наконец, мысль о фиксации в определенном месте некоторого количества энергии, теряющего в результате свою способность к свободному перемещению.
СОЗНАНИЕ (В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ)
A) Нем.: Bewusstheit. – Франц.: conscience (psychologique). – Англ.: the attribute (или the fact) of being conscious. – Исп.: el estar consciente. – Итал.: consapevolezza. – Португ.: о estar consciente.
B) Нем.
|< Пред. 166 167 168 169 170 След. >|