Страница:
21 из 662
Но Сократ, этот нестареющий старец, малоизвестным девизом которого были слова "Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя", одновременно и родной брат моих бунтарей против несправедливости и насилия власть имущих, будь то продавец мазей Кайман, актер Фабий или Дон Жуан" 1. Йозеф Томан отмечал и композиционное сходство своего последнего исторического романа с предыдущими: с романом "После нас хоть потоп" его роднит "широкое изображение эпохи и событий", с "Дон Жуаном" - особенности романа-биографии, охватывающей путь героя от рождения до смерти. Авторы действительно проявили себя мастерами композиции.
1 Josef Toman. Metaforite! Zmente se! "Literarni mesicnik", 1974, c. 3, s. 26.
Повествование охватывает 70 лет жизни Сократа, весь период наивысшего расцвета Афин и наступившего после смерти Перикла упадка. Но авторы романа (именно в композиционном построении наиболее существенным образом сказалось творческое участие Мирославы Томановой) сумели сконцентрировать действие вокруг нескольких кульминационных моментов, перемежая его своеобразными лирико-драматическими "интермеццо", делающими нас свидетелями воображаемых диалогов писателя с героем. (Впервые к такому приему Йозеф Томан прибег в книге "Итальянская палитра" (1962), вошедшая в нее глава "Разговор с императором" стала зародышем романа "После нас хоть потоп".) Небольшие главы, мелькающие как эпизоды в кинофильме, образуют многоцветную мозаику.
|< Пред. 19 20 21 22 23 След. >|