Страница:
46 из 349
Насмешка над глухими звучит уже в стихах древнегреческого поэта Никарха (I век нашей эры):
Вызвал однажды на суд глухой глухого, но глуше
Был их гораздо судья, что выносил приговор.
Плату за нанятый дом за пять месяцев требовал первый;
Тот говорил, что всю ночь напролет он промолол.
„Что же вам ссориться так? — сказал им судья беспристрастный, -
Мать вам обоим она — оба кормите ее“.
В Древней Греции и в Древнем Риме глухих приравнивали к слабоумным, из-за глухоты, даже приобретенной, человек лишался права завещать и наследовать. Только в V веке нашей эры в Риме для поздно оглохших были сняты некоторые из этих запретов. Но глухие от рождения по-прежнему оставались бесправными. В Спарте по закону Ликурга глухих сбрасывали в море с высокой скалы, в Галлии глухонемых приносили в жертву языческому богу.
В России глухие также страдали от насмешек, издевательств, суеверий. Почему так? Ведь народ издавна жалел „убогоньких“, „хроменьких“, „слепеньких“ и других инвалидов, называя их „божьими людьми“, „каликами перехожими“. Даже к людям с психическими отклонениями относились доброжелательно, как к „блаженненьким“, „юродивым“. К глухим такие определения никогда не применялись. Причина подобных отношений, очевидно, в том, что ни слепота, ни даже недостаточность умственного развития не влияют на одно из главных человеческих качеств — способность к общению.
|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|