Священное и мирское   ::   Элиаде Мирча

Страница: 103 из 178

О своем Высшем существе Дзингбэ (Dzingbe) — «Всеобщем отце» — народ эве [149] вспоминает лишь во время засухи: «О, Небо, кому мы воздаем наши благодарения, велика засуха, пошли нам дождь, освежи Землю, верни благоденствие нашим полям!». [150] Удаленность и: пассивность Высшего Существа замечательно выражены в поговорке народа гирамо [151] в Восточной Африке, которая так описывает их Бога «Милугу (Mulugu) — Бог наверху, а маны внизу!» [152] Банту [153] говорят: «Бог, создав человека, более совсем не заботится о нем». Негрилли [154] утверждают: «Бог отдалился от нас!». [155] А фанги, [156] живущие в степях Экваториальной Африки, резюмируют свою религиозную философию следующей песней:

Бог (Nzame) высоко, человек низко,

Бог есть бог, а человек — человек,

Каждый у себя, каждый дома . [157]

Вряд ли нужно приводить еще примеры. Повсюду в первобытных религиях Небесное Высшее Существо, кажется, потеряло религиозную актуальность; у него нет культа, а мифы показывают нам, как оно все дальше и дальше уходит от людей, до тех пор, пока не станет deus oьosus. О нем вспоминают, однако, и обращают к нему мольбы как к последней надежде, если все действия, предпринятые в отношении других богов, богинь, предков или демонов, оказались тщетными . Как говорят ораоны: [158] «Мы испробовали все, но у нас есть еще Ты, чтобы нас спасти!» И жертвуют ему яичный белок, восклицая: «О, Бог! Ты наш Создатель! Сжалься над нами!». [159]



3.3.

|< Пред. 101 102 103 104 105 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]