Священное и мирское   ::   Элиаде Мирча

Страница: 34 из 178

В Уаропене, в Гвинее, «дом людей» стоит посередине деревни: его крыша символизирует небесный свод, четыре стенысоответствуют четырем сторонам света. В Кераме святой камень деревни символизирует Небо, четыре каменные колонны, на которых он покоится, воспроизводят четыре Небесные опоры. [54] Аналогичные идеи мы встречаем у племен алгонкинов [55] и сиу: [56] священная хижина, где происходят посвящения, представляет Вселенную. Ее крыша символизирует небесный купол, пол — Землю, а стены — четыре направления космического пространства. Ритуальное воспроизведение пространства подчеркивается тройным символизмом: четыре двери, четыре окна и четыре цвета обозначают четыре стороны света. Иначе говоря, конструкция священной хижины повторяет космогонию. [57]

Нет ничего удивительного, что мы встречаемся с подобной концепцией в древней Италии и у древних германцев. В общем речь идет о древней и очень распространенной идее: от Центра проектируются четыре горизонта в направлениях четырех сторон света. Римский mundus [58] представлял собой ров в форме окружности. Образованный им круг делился на четыре сектора; он был одновременно и отображением Космоса и образцом для строительства жилья. Можно считать справедливыми доводы о том, что выражение Roma quadrata [59] означает не то, что он имел квадратную форму, а то, что он был разделен на четыре части. [60] Mundus , очевидно, ассоциировался с omphalos , [61] т. е. с Пупом Земли: город (Urbs) располагался посередине orbis terrorum . Есть свидетельства, что аналогичные идеи объясняют структуру германских городов и деревень.

|< Пред. 32 33 34 35 36 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]