Священное и мирское   ::   Элиаде Мирча

Страница: 43 из 178

История религий, этнография, фольклорзнают множество форм кровавых или символических жертвоприношений при строительстве, совершаемых во благо созидания. [75] На юго-востоке Европы эти обряды и верования дали жизнь прекрасным народным балладам, повествовавшим о том, как жена старшего каменщика приносилась в жертву, без которой не могло быть завершено строительство (ср. баллады о мосте Арта в Греции, о монастыре Аргеш в Румынии, о поселке Скутари в Югославии и т. п.).

Из того, что мы уже рассказали о религиозном значении человеческого жилья, сами собой напрашиваются некоторые выводы. Подобно поселению или алтарю дом освящается полностью или частично символическими или ритуальными космогоническими действиями. Именно по этой причине расположиться где-либо, построить деревню или просто дом значит принять важное решение, ведь речь идет о самом существовании человека, о создании собственного «мира» и о принятии на себя ответственности за его сохранение и обновление… Никогда человек не меняет жилья с легким сердцем, так как очень трудно покинуть свой «мир». Жилище — это не предмет, не «машина для жилья», оно — Вселенная, которую человек создает, имитируя примерное Творение богов, т. е. космогонию . Всякое строительство, всякое возведение нового жилья напоминает чем-то новое начало, новую жизнь . А всякое начало повторяет первое начало, когда впервые возникла Вселенная.

|< Пред. 41 42 43 44 45 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]