Священное и мирское   ::   Элиаде Мирча

Страница: 93 из 178

Космическая продолжительность — это повторение и anakuklesis , вечное возвращение» [123]

По сравнению с древними и древневосточными религиями, а также с мифологически-философскими концепциями о Вечном Возврате, в том виде, в каком они были разработаны в Индии и в Греции, иудаизм вводит фундаментальное новшество. Для иудаизма Время имело начало и будет иметь конец . Идея цикличного Времени превзойдена. Яхве уже проявляется не в космическом Времени (подобно богам других религий), а во Времени историческом , необратимом. Каждое новое проявление Яхве в истории сводится к какому-либо предшествовавшему проявлению. В падении Иерусалима нашел свое выражение гнев Яхве на свой народ, но это был вовсе не тот гнев, что обрушил Яхве на Самарию. [124] Деяния Яхве — это его личные шаги в Истории: они открывают свой глубокий смысл лишь его народу , тому народу, что был избран Яхве. Историческое событие приобретает при этом новое звучание: оно становится теофанией. [125]

Христианство идет еще дальше в оценке исторического Времени, ввиду того, что бог воплотился, принял исторически обусловленное человеческое существование . История может быть освящена. Illud tempus , упоминаемый в Евангелии, это однозначно определенное историческое Время — Время, когда Понтий Пилат был правителем Иудеи, но оно освящено присутствием Христа .

|< Пред. 91 92 93 94 95 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]