Священное и мирское   ::   Элиаде Мирча

Страница: 99 из 178

Бог неба народа йоруба [132] с Невольничьего берега [133] зовется Олорун (Olorun), буквально «Владелец Неба». Самоеды (самодийцы) [134] обожают Нума — Бога, который живет в самом высоком Небе, его имя означает — «Небо». У коряков [135] высшее божество зовется «Один сверху», «Хозяин трго, что наверху», «Тот, кто существует». Айны [136] знают его как «Божественного Вождя Неба», «Небесного Бога», «Божественного Творца миров», но также как Kamui, что означает «Небо». Это перечисление может быть легко продолжено. [137]

Добавим, что подобное встречается в религиях и более цивилизованных народов, тех, чья роль в Истории весьма значительна. Монгольское наименование Бога — tengri — означает «Небо» Китайское Т'ien — это одновременно и «Небо» и «Бог неба». Шумерский [138] термин dingir , обозначавший божество, имел в своей основе значение первобытной небесной эпифании: «светлый, блестящий». Имя вавилонского бога Ану одновременно употреблялось для обозначения понятия «Небо». В индоевропейском слове Dieus («Высшее божество») также наличествует связь как с небесной эпифанией, так и со священным (ср. санскр. div . «блестеть», «день»; dyaus «небо», «день»; Dyaus — индийский бог Неба). Зевс, Юпитер до сих пор хранят в своих именах воспоминания о небесной святости. Кельтское слово Taranis (от taran «гром»), балтийское Perkunas («молния») и древне-славянское Перун [139] (ср. польское piorun «молния») особенно отчетливо показывают последующие трансформации богов Неба в богов Грозы. [140]

Однако остережемся делать вывод о «натуризме». Небесный Бог не отождествляется с Небом.

|< Пред. 97 98 99 100 101 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]