Страница:
324 из 347
В с ё до единого зернышка, вывозимое на экспорт, было произведено в хозяйствах южнорусских и новороссийских п о м е щ и– к о в. Как говорят на Западе — латифундистов. Вывозимое зерно было собрано с помощью н а е м н о й рабочей силы и передовой по тому времени сельскохозяйственной техники — и то, и другое могли себе позволить лишь крупные помещики. Латифундисты. Владельцы «агропромышленных комплексов». «Фермер» здесь ни при чем. Да и не было в России «фермеров». «Ферма» — это о т д е л ь н о расположенное крестьянское хозяйство, по-русски — хутор. В России же, как во многих других странах, были д е р е в н и — места компактного проживания земледельцев, окруженные полями. «Ферма» и «деревня» — совершенно разные вещи…
Вернемся к крестьянам-единоличникам. О н и как раз никакого зерна в Европу не вывозили и не могли вывозить — по той простой причине, что из-за малого количества земли и почти первобытного уровня ее обработки не способны были производить и з л и ш к и.
«И я не тому дивлюсь, что бывали восстания крестьян, а нужно дивиться тому, что их было все же очень мало», — пишет митрополит Вениамин.
Русская деревня до революции хронически голодала — это непреложная истина, опровергающая сказочки о «кисельных берегах». Надежным свидетелем может послужить автор написанных в эмиграции воспоминаний А. Н. Наумов, бывший в 1915—1916 гг. министром земледелия. Он участвовал в борьбе с «самарским голодом» еще в конце прошлого века, когда «небывалые недороды 1897—1898 гг.
|< Пред. 322 323 324 325 326 След. >|