Тень и реальность   ::   Свами Сухотра

Страница: 69 из 350

Но откуда мы знаем, что эти структуры не являются плодом нашего воображения, не основанного на фактах? К тому же разные умы интерпретируют данные чувственного опыта по-разному, как мы убедились на примере повесы, аскета и бездомного пса. Мало того, количество и глубина «скрытых» данных чувственного опыта превосходит способности мозга сделать их логически ясными. Всегда ли мы способны полностью понять смысл происходящего? Имеет ли оно смысл вообще?

Вернемся к проблеме скрытого качества нашего чувственного опыта. Причина этого непостижима (для чувств). Тогда почему мы видим мир структурировано, почему мы описываем его в словах, почему мы даже рассуждаем о нем рационально? Ответ от нас скрыт, так как выходит за рамки нашего понимания. Тогда почему мы уверены, что бытие в основе своей логично? Здесь начинается философская проблема, которую один из современных мыслителей описывает следующим образом:



«…как нам отличить объективное от субъективного, если мы неспособны сказать, что представляет собой объективная истина?» [56]



Попытаемся разобраться в этой проблеме. Предположим, я сижу в своей хижине с другом и неожиданно слышу странный звук.

– Что это такое? – спрашиваю я друга.

– Очень похоже на крик страуса, – отвечает он.

– Как это может быть? – спрашиваю я. – Ведь страусы живут в Африке, а не в Индии.

– Верно, но, быть может, африканский страус сбежал из калькуттского зоопарка и забрался сюда. Это не слишком вероятно, но возможно.

|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]