Томас Манн :: Апт С
Страница:
91 из 511
Он возвел историю своей семьи в символ упадка, в символ растаптываемой жизнью человечности, и его герои, Томас Будденброк и мальчик Ганно, умерли символической смертью, но это была лишь одна сторона его суверенного обращения с "механически присвоенным".
В отличие от сенатора Будденброка и его сына автор "Будденброков", щедро наделивший обоих, особенно Ганно, чертами своего собственного характера и давший сенатору свое имя, остался жив и покинул Любек с чувством, которое больше подобало принцу, ожидающему призвания на престол, чем сходящему с исторической сцены. "Именно через свой собственный плодотворный подъем, - сказал о брате Генрих Манн, - он понял, как приходят к упадку, как из многочисленной семьи делается маленькая и как она уже не может возместить потерю последнего своего деятельного члена. Хрупкий мальчик, остающийся от нее, умирает, и этим навеки все сказано. На самом же деле, как выяснилось потом, нужно было внести немало поправок, если не для вечности, то для тех немногих десятилетий, которыми мы располагаем. "Опустившейся" семье, названной так одним излишне торопливым пастором, суждено еще было стать на редкость продуктивной". На собственном опыте двадцатидвухлетний Томас Манн сделал одно открытие, оказавшее и на его подход к будденброковскому материалу, и на все его дальнейшее творчество очень большое влияние. Он увидел, что "упадок" - это процесс двойственный, что неприспособленность к жизни и страх перед ней несут в себе не только разрушительное, но и созидательное начало. "Матерь-природу" автор "Книги с картинками" изобразил в виде грубой шлюхи, "жизнь" - в виде отвратительного идиота.
|< Пред. 89 90 91 92 93 След. >|