Страница:
31 из 108
Лурье пишет:
«В эпоху Вавилонского пленения, а вероятно, даже и раньше, евреи были по преимуществу народом рассеяния. Палестина была только религиозным и отчасти культурным центром».
Послепленный Иерусалим сам был искусственным образованием диаспоры с центром в Вавилоне. Ещё ярче высказывает эту мысль Т. Моммзен:
«История иудейской страны была также мало историей иудейского народа, как история папских владений была историей католицизма.
Но жители Палестины составляли только часть, и не самую значительную часть, иудейского народа. (Речь идёт об эпохе эллинизма.) Иудейские общины — вавилонские, сирийские, малоазиатские, египетские — был и гораздо значительнее палестинских. (…) Эти последние не играли такой важной роли, какую играла во времена империи иудейская диаспора, которая была чрезвычайно своеобразным явлением».
Второй особенной чертой еврейской диаспоры была сплочённость, ощущение принадлежности к единой организации и часто противопоставления евреев окружающему их миру. «Их столица — это святой город Иерусалим, а как граждане они принадлежат тому городу, в котором родились и были воспитаны», — пишет Филон. Каждый еврей, достигший двадцати лет, должен был платить дань в пользу Иерусалимского храма и хотя бы раз в жизни посетить его. Яркую картину рисуют Деяния Апостолов:
«В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами (…).
|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|