Ветреная дочь астрономии? :: вопроса Знак
Страница:
20 из 78
К тому же традициисвободомыслия Эллады, сократовский скептицизм с его духом вечного поиска-все это порождало нередко и критическое восприятие астрологии своего времени. Поэтому не удивительно, что именно в античном мире мы встречаем интереснейшие образцы критики астрологических пророчеств и самих основ астрологии, яркий пример чего дает творчество известного римского оратора Цицерона (106 – 43 гг. до н.э.).
Высмеивая веру во всяческие «чудеса» и «пророчества», Цицерон писал, что и Цезарю, и Помпею, и Крассу была предсказана долгая и мирная жизнь, однако все трое погибли. Да что говорить о них! Зачем искать примеры так далеко? Если астрологи способны блестяще предсказывать будущее и предостерегать от грядущих подвохов судьбы, то почему столь многие из них самих бывают обмануты, ограблены, избиты? Быть может, оттого, что будущего нельзя избежать? Но если дело обстоит так, то, к примеру, раз уж тебе суждено выздороветь от этой болезни, то возьмешь ли врача или не возьмешь-не имеет значения. Ведь и выздоровление и болезнь-от судьбы. Следовательно, звать на помощь врача нет никакого смысла.
Еще более ощутимый удар по «халдейской мудрости» был нанесен в работах философа-скептика II в, н.э. (возможно, отчасти 111) Секста Эмпирика. Его суждения отличаются просто убийственной методичностью.
|< Пред. 18 19 20 21 22 След. >|