Страница:
27 из 32
Но теперь мы начинаем замечать, что, подобно тому, как противоположная пара: любовь - индифферентность отражает полярность "Я" - внешний мир, так вторая противоположность: любовь - ненависть воспроизводит связанную с первой полярность: наслаждение - неудовольствие. После того как чисто нарциссическая ступень сменяется ступенью объекта, наслаждение неудовольствие обозначает отношение "Я" к объекту. Если объект становится источником ощущений наслаждения, то выявляется моторная тенденция, которая приближает объект к "Я", сливает его с "Я"; мы говорим тогда также о "притяжении", которое оказывает дающий наслаждение объект, и говорим, что мы любим этот объект. Наоборот, когда объект становится источником неприятных ощущений, неудовольствия, то возникает тенденция увеличить расстояние между ним и "Я", повторить на нем первоначальную попытку бегства от посылающего раздражения внешнего мира. Мы ощущаем "отталкивание" объекта и ненавидим его; эта ненависть может впоследствии усилиться до склонности к агрессивным действиям против объекта, до намерения уничтожить его.
- 146
Можно было бы в крайнем случае сказать про какое-нибудь влечение, что оно "любит" объект, к которому стремится для своего удовлетворения. Но странно звучит для нас выражение, что влечение "ненавидит" объект, - и это обращает наше внимание на то, что отношения любви и ненависти неприменимы к отношениям влечений к своим объектам, а только к отношениям всего "Я" к объектам. Наблюдения над безусловно глубокими по своему смыслу оборотами нашей речи указывают нам на дальнейшие ограничения значения любви и ненависти.
|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|