Страница:
107 из 127
О людях, выкопавших пещеры, и тех, кто расписал их внутренние помещения, практически ничего не известно…»
«Весной 1996 года иранский археолог и исследователь древнего искусства, называющий себя Реза (его настоящее имя – длинное и труднопроизносимое), после изнурительных переговоров с многочисленными представителями китайских властей, когда до истечения срока действия его визы оставалось всего несколько дней, получил наконец разрешение сфотографировать настенные росписи в 10 пещерах из тех 363, которые ему удалось до этого обнаружить и обследовать».
«В одной из пещер монастырского комплекса в Кизыле исследователи обнаружили просторное, хорошо сохранившееся помещение, в центре которого на высоком постаменте была устроена ниша, где прежде стояла статуя Будды. Теперь осталось лишь некоторое подобие иконы с его изображением, украшающим заднюю стенку ниши. Буддисты, посещающие эту пещеру в надежде получить благословение и покровительство Просветленного, согласно ритуалу трижды обходят по часовой стрелке вокруг ниши с иконой».
Слово «икона» В. Ильин употребил здесь отнюдь не случайно, хотя, казалось бы, «каждому культурному человеку ясно», что буддизм не имеет ничего общего с христианством. Но дело в том, что иначе, как «иконами», «иконостасом», невозможно назвать то, что изображено на пяти фотографиях, которыми снабжена статья.
Особенно впечатляет центральный снимок, помещенный на седьмой странице. Изображен деревянный купол-шатер диаметром около 2,5 м, установленный на четырех столбах в пещерном зале. Археолог ведет съемку в лучах солнца, переброшенных ему помощниками от входа в пещеру с помощью больших зеркал. Изнутри купол опоясан изображениями… кого? Бодисатв? Но без помощи сильной лупы роспись выглядит совершенно идентично росписям в тысячах христианских храмов, которые – вот совпадение! – тоже сплошь и рядом украшаются поясом фигур святых и небожителей по внутренней поверхности купола (шатра).
|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|