Воля к истине - по ту сторону знания, власти и сексуальности :: Фуко Мишель
Страница:
498 из 530
Фуко уходит от экзистенциалистской онтологии "изначального присутствия", "присутствия-в-мире", как уходит он и от марксистской онтологии "отчуждения", оставляя прежние темы разве что в качестве мишеней для нападок. Уходит, казалось бы, радикально и решительно. Не для того, однако, чтобы перейти к какой бы то ни было другой, но стоящей в том же ряду, форме мысли о человеке. Задача построения "антропологии конкретного человека" оборачивается особого рода {i}историческим анализом{/i} и {i}критикой{/i} самих мыслительных и культурных предпосылок, в рамках которых только и мог возникнуть такой проект, - критикой, которая, по сути дела, ищет {i}возможность для самой мысли быть другой.{/i} Это и есть рождение того, что исследователи назовут потом "машиной философствования" Фуко, а он сам будет называть "критическим методом", или "критической историей", или - одним словом - "археологией", имея в виду философскую работу, направленную прежде всего на анализ {i}условий возможности{/i} возникновения и существования того или ино
{i}423{/i}
го феномена человеческой культуры20. Совокупность таких мыслительных, социокультурных и иных условий возможности, носящих исторический характер, Фуко часто будет называть в 60-е годы {i}историческим apriori,{/i} одним из примеров которого может служить {i}эпистема,{/i} представление о которой было введено им в {i}Словах и вещах.{/i}
Итак: "археология".
|< Пред. 496 497 498 499 500 След. >|