Страница:
27 из 233
Большинство игр это вариации на три главные темы: «хищник жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит), «брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, сопровождения, спаривания, борьбы за самку, строительства гнезд), «родители дети» (один делает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с места на место и т. д.). Для игр обязательна смена ролей. Сначала один изображает хищника, а другой жертву, потом наоборот. Молодой самец выполняет ритуалы то самца, то самки, самка выполняет ритуалы самца. Молодая особь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производить в будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.
42 Вам может быть интересно обнаружить, что в детстве воспроизводятся и такие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков.
Ваша взрослая кошка, например, охотится двумя способами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. Она прижимает добычу двумя лапами к земле. А котята, играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют в конце концов лапой по спине жертвы (как львы), настигая, хватают двумя передними лапами (как гепарды), прыгая сверху, вцепляются зубами в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя на гладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают его снизу и подбрасывают вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка-рыболов. Что это, запасные программы или программы предков?
43. Присмотритесь, во что играют ваши дети, во что играли в детстве вы сами, что вам нравилось, к чему вас тянуло.
|< Пред. 25 26 27 28 29 След. >|