Страница:
7 из 608
А гзири и нацвали хмуро заявили: "Пусть азнауры народу скажут, зачем пожаловали".
Но, едва выслушав Ростома, лиховцы разразились такими неистовыми криками, что, казалось, вот-вот обнажат кинжалы. Лишь холодное молчание "барсов" несколько умерило пыл разошедшихся владетелей рогатки на Куре. Один из старейших, опираясь на суковатую палку, просил объяснить, почему их хотят лишить законного заработка: "Вода от воды свободна, а не от бога".
Ростом долго разъяснял, какой вред торговле от рогаток на дорогах и реках: "Тут черта вспомнить к месту, рогатки от рогатого". Насмешливые улыбки роились.
- Э-эй, люди! - стоя на коне, увещал Элизбар. - Блеск монет не блеск солнца. Корысть к счастью не приводит. Откажитесь от недостойных действий, и справедливость окажет вам помощь.
- Гоните рогатого, - вторил Ростом, - получите льготы.
- А князья уже отказались от рогатого? - ехидно спросил кто-то.
- Скоро и князья раскрепостят дороги.
- О-хо-хо-хо! - затряслись от смеха лиховцы, подталкивая друг друга.
- А может, скажете, - не задумал ли камень стать рыбой?
- Раскрепостят?! А мсахури князя Качибадзе сказал нам: "Никогда!".
Ростом понял, что первоначальный план уничтожения рогаток пока неосуществим, и принялся убеждать кричащих и жестикулирующих сократить хотя бы размер пошлины. Но одержимые отвергали все доводы; они и впредь разрешат плыть плоскодонным фелюгам, навтикам и плотам лишь после уплаты проездных пошлин, ибо эта часть Куры уже много веков у них на откупе.
|< Пред. 5 6 7 8 9 След. >|