Вселенские Соборы   ::   Карташев Антон Владимирович

Страница: 17 из 948

1:3), к несовершенному ветхозаветному олицетворению Премудрости (Господь создал меня, Притч. 8:22). Эти два препятствия тяготели над ранней христианской греческой мыслью. Мысль апологетов клонилась к умалению богоравенства Второго Лица. Иустин называет Его πρώτονγέννημα, προβληθένπροπάντωντωνποιημάτων.

Для пояснения способа происхождения Второго Лица используются, по примеру Филона, стоические термины, «λόγοςένδιάθετος» и «λόγοςπροφορικός». Отсюда Иустиновы выражения: Логос — θεόςέτεροςέστντουταπάνταποιήσαντοςθεού, αριθμφ, αλλάουγνώμη.

Лишь нравственным единством (а не сущностью) соединяется с Отцом этот « по числу второй Бог ».

Ориген значительно возвысился над апологетами. В одном месте (In Hebr. hom. V., 299—300) он даже производит Логос ех ipsa Substantia Dei. Или слабее (De Princ., Hom. 21 и 82): εк τουθελήματοςτουΠατρόςγεννηθείς.

И так как для Оригена только один άγέννητος— это Отец, то этим он и объясняет название Сына — Премудрость (в книге Притчи 8:22) — κτίσμα. И все-таки Ориген подчеркивает высоту и превосходство Логоса над всем «происшедшим»: μεταξύτηςτουΆγεννήτουκαίτηςτωνγεννητώνπάντωνφύσεως (Cont. Cels., 3.34). Ho как Ориген ни возвышает Сына над тварями, он не может не унизить Его субординатически перед Отцом: Отец — Άγέννητος, a Сын — γέννημαи даже (один раз!) — κτίσμα. Отец — Αύτόθεος, αληθινόςθεός, Сын — όδεντεροςθεός. Отец — όθεός, Сын — просто θεός. Отец — απαραλλάκτωςαγαθός, Сын — лишь είκωναγαθότητοςτουθεού, άλλ'ουк αύτοάγαθος.

|< Пред. 15 16 17 18 19 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]