Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2 :: Гитин Валерий Григорьевич
Страница:
8 из 763
Только через постижение самого себя Монтень изучал мир с азартной дотошностью ученого и с мудрой терпимостью истинного философа, и все затем, чтобы подвести итог своего исследования сакраментальным вопросом: «А что я знаю?»
Подобный вопрос может поставить только действительно мудрый и обладающий поистине глубокими знаниями человек…
КСТАТИ:
«Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться… В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом — незнание».
Мишель де Монтень
Видимо, контраст между его социальным статусом и местом в семейной иерархии породил знаменитую крылатую фразу Монтеня: «Для камердинера нет героев», которая стала лаконичным продолжением такого его изречения: «Мир считает чудом иных людей, в которых их жены или слуги не видят ничего замечательного».
«Опыты» Монтеня изобилуют истинами, пропущенными через его трепетное сердце, а потому весьма горькими. «Об истине, — писал философ, — нельзя судить на основании чужого свидетельства или полагаясь на авторитет другого человека».
Он считал религию не объективной данностью, а всего лишь реакцией человека на явления окружающего мира. «Религия людей, — утверждает Монтень, — есть ни что иное, как их собственное измышление, необходимое для поддержания человеческого сообщества».
КСТАТИ:
В 1676 году Ватикан внес «Опыты» Монтеня в «Индекс запрещенных книг».
Философу еще повезло, что он все-таки избежал костра инквизиции.
|< Пред. 6 7 8 9 10 След. >|