Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций :: Шихляров Лев
Страница:
43 из 230
Из последней сцены мы видим, что в грехопадении виноваты и Адам, и жена его, (Адам в итоге повел себя гораздо хуже), и когда говорится, что грех вошел в нас через жену, подразумевается не особая ее вина, а механизм проникновения первородной испорченности. Ввиду того, что в идеале «Адам и жена его» — это и есть полноценный человек (имя Ева появляется уже после грехопадения и означает начало разобщенности), некоторые комментаторы аллегорически толкуют Адама как ум и Еву как сердце человека; т. о. первородный грех сначала поразил чувствительную сторону души, а затем уже разумную («вне Бога разум становится подобным животному и бесам» — свт. Григорий Палама).
Вообще говоря, в Библии и христианстве Адам — это не только первый человек или первое человечество. Слово Адам также означает «человек вообще», «генотип человека». Западно-христианской формулировке — «все грешат из-за вины Адама» — св. ап. Павел противопоставляет «генетический» взгляд: «в нем (в Адаме) все согрешили» (Рим. 5, 12). Т. е. мы грешим «в Адаме», «вместе с Адамом», «как Адам». Мы все — это первый, или ветхий Адам. Понятие первородного греха описывает всеобщую испорченность человеческого рода, падшесть его, потенциальную греховность; отцы Церкви называют это «удобопреклонностью ко греху». (Но сия удобопреклонность не означает фатальной неизбежности совершения греха.)
Дальнейшее повествование 3 гл. касается проклятия змея, осуждения людей и изгнания их из рая.
|< Пред. 41 42 43 44 45 След. >|