Страница:
107 из 830
Нетрудно видеть, что вся деятельность человека основывается на глубоком убеждении в ненарушаемости этих правил - в то, что вода при определенных условиях не только вчера, сегодня, но и завтра будет следовать закону Архимеда, "позволяя" правильно построенным кораблям плавать по ней (хотя вопрос "с чего это вдруг" окружающий нас мир "решил" подчиняться подобным правилам, установить свой "первый закон", а именно следование законосообразности, относится к одной из тайн философии, вызывающей вечную полемику "детерминистов", "индетерминистов", "пробабилистов" и прочих течений, не склонных объяснять эту тайну прямой аппеляцией к столь же таинственной воле Бога).
Как бы то ни было, практически подтверждаемое существование устойчивых, воспроизводимых зависимостей мира, присущих ему законов, позволяет человеку объяснять конкретные явления, предполагать, почему и как они возникли, развиваются, каким может быть их ожидаемое поведение в будущем.
Поиск подобных законов и объявляется некоторыми философами целью и определяющим признаком научного познания. Конечно, это не значит, что ученый обязан ежеминутно думать о формулировке законов; он может преследовать и другие, куда более скромные цели - стремиться к обнаружению новых, неизвестных науке явлений, их описанию, первичной классификации и т.д. и т.п. Однако все эти процедуры рассматриваются как промежуточные, подготовительные для исполнения главной цели - объяснения обнаруженных явлений путем подведения их под некий общий закон, уже известный или только что открытый.
|< Пред. 105 106 107 108 109 След. >|