Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 729 из 830



Первым шагом на пути такой конкретизации становится идея доминирующей роли практических потребностей и специализированной практической деятельности людей перед духовными потребностями и удовлетворяющими их формами специализированной духовной деятельности15.

Маркс убежден в том, что человеческая деятельность разделяется на две формы - целенаправленное изменение мира и целенаправленное изменение представлений о мире, отражающих и моделирующих его. Первая форма деятельности характеризуется им как практика, представляющая собой некий "метатип" деятельности, к которому можно отнести три из четырех типов необходимой совместной деятельности людей. Речь идет, конкретно, о материальном производстве, организационной деятельности людей и процессах производства непосредственной человеческой жизни - короче, о тех формах деятельности, продуктом которых является нечто отличное от явлений человеческого сознания (вещи, организационные связи и люди, нере-дуцируемые к своему сознанию).

Последнее является продуктом духовного "метатипа", представленного единственным одноименным типом человеческой деятельности - производством объективированной, опредмеченной информации о мире76.

Из этих двух форм именно практическая деятельности, по Марксу, определяет духовную (называемую иногда "теоретической" - в гетев-ском понимании теории), подчиняет ее своим целям и задачам. "Общественная жизнь, - утверждает Маркс, - является по существу практической. Все мистерии, которые уводят теорию в мистицизм, находят свое рациональное разрешение в человеческой практике и в понимании этой практики".

|< Пред. 727 728 729 730 731 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]