Страница:
75 из 830
Спрашивается: многим ли людям "нравится" прыгать головой вниз с десятого этажа (если речь не идет о каскадерах, использующих надежные средства страховки) или заедать свой обед цианистым калием? Разве механизмы самосохранения, присущие большинству людей, не блокируют возможность такого выбора, создавая ту самую объективную норму человеческого отношения к жизни и смерти, которая напоминает норму физиологических реакций организма и явно отсутствует в случае с выбором гастрономических илиэстетических пристрастий?
Положительный ответ на этот вопрос исходит из того, что человек, как и всякая "негэнтропийная" система, имеет объективную цель существования, каковой является адаптивное самосохранение в окружающей среде. Эта цель предписана людям их биологической, психологической и социокультурной организацией, подобно тому, как желудю предписана независящая от его "желаний" цель превращаться в дуб, а не в березу или осину. Единственное различие между человеком и биологическими системами состоит в том, что информационная предзаданность нашего существования дополняется системой сознательных целей, выступающих как идеальный прообраз желаемого результата. При этом объективная цель самосохранения является тем критерием, который позволяет оценивать цели второго порядка, выраженные в стремлениях, замыслах, планах людей, как "истинные" (если они способствуют адаптации человека к существующим природным и социальным условиям) и "ложные" (если они ведут к обратному эффекту, провоцируют на разрушительные способы поведения).
Руководствуясь такой посылкой, философы полагают, что суждение "благом является все, что способствует самосохранению человека", не уступает по своей проверяемости утверждениям о физиологическом вреде курения.
|< Пред. 73 74 75 76 77 След. >|