Введение в социальную философию   ::   Момджян Карен Хачикович

Страница: 802 из 830

В отличие от неинституциональных групп (подобных дружеской компании) институты типа государства или армии представляют собой не совокупность живых людей, а систему взаимосоотнесенных социальных ролей, исполняемых такими людьми и накладывающими жесткие ограничения на их возможное и допустимое поведение. ^ Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 337.

Заметим в скобках, что взаимный обмен продуктами различных видов и типов деятельности мы рассматриваем как особую форму коллективной активности людей, а именно деятельность общения, отличную от продуктивной ее формы. И в том и в другом случае совместная деятельность предполагает скоординированное взаимодействие субъектов, вызванное взаимоопосредованием потребностей и интересов, наличием совместных целей. Тем не менее во втором случае деятельность предполагает совместное создание необходимых продуктов, а в первом - коммуникативный обмен ранее созданными, "готовыми" продуктами, "выпавшими" из породившей их деятельности (См. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. С. 226 - 229). 2 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 46. Ч. 1С. 189.

Даже роль военного вождя в такой ситуации может быть доступной многим, как это было, к примеру, у древних германцев, где "человек поднимался посреди собрания; он говорил, что собирается совершить нападение на такую-то страну, на такого-то неприятеля; те, кто доверял ему и жаждал добычи, провозглашали его вождем и следовали за ним. Социальная связь была слишком слаба, чтобы удержать людей против их воли от искушений бродячей жизни и наживы" (См.: Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1991. С. 144).

|< Пред. 800 801 802 803 804 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]